Суббота, 18.05.2024, 17:17
Приветствую Вас, Гость

Методические рекомендации по оцениванию

метапредметных результатов младших школьников

 

Е.М. Белорукова, Н.Г. Калашникова

1. ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет только требования к планируемым образовательным результатам младших школьников, но не формулирует сами образовательные результаты. Образовательные результаты конкретизированы в примерной основной образовательной программе и представлены 66 умениями базового уровня – «выпускник научится» (13 – личностные  универсальные учебные действия, 9 – регулятивные, 15 – познавательные, 10 коммуникативные, 19 - работа с текстом) и 44 умениями повышенного уровня – «выпускник получит возможность научиться» (10 – личностные  универсальные учебные действия, 7 – регулятивные, 9 – познавательные, 10 коммуникативные, 8 - работа с текстом).

Таким образом, всего к концу обучения в начальной школе у младших школьников должно быть сформировано от 66 до 110 умений. В этих условиях перед учителем, ориентированным на достижение требований стандарта возникает непосильная задача – на протяжении четырёх лет обучения оценивать качество всех 110 умений, выявлять дефициты в их развитии и корректировать образовательный процесс таким образом, чтобы он обеспечивал становление всех запланированных образовательных результатов. Кроме того, требование нового образовательного стандарта включать в общую оценку самооценку учащегося приводит к необходимости анализа самими школьниками своего продвижения, динамики уровня развития того или иного метапредметного умения, что, естественно, невозможно сделать даже относительно 66 умений.

Вместе с тем, возрастные особенности детей младшего школьного возраста и психологические закономерности формирования универсальных учебных действий позволяют выделить ряд умений, которые являются ключевыми для начальной школы и определяют становление всех остальных универсальных учебных действий.

 

2. КАКИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ОЦЕНИВАТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ?

Используя  опыт  европейских стран, в частности, проект DeSeCo (определение и отбор ключевых компетенций), реализованный в 1998-2002гг. в рамках регулярного международного мониторинга школьных достижений PISA (The Definition …, 2005), а также опыт ведущих российских учёных А.Г. Асмолова, А,Б. Воронцова, О.Б. Логиновой, Г.С. Ковалёвой, Н.Г. Калашниковой мы предлагаем выделить три интегративных метапредметных образовательных результата, подлежащих текущему оцениванию на начальной ступени образования в школах Алтайского края:

- умение учиться;

- учебное сотрудничество;

- грамотность чтения информационных текстов.

Умение учиться – учебная грамотность - образовательная компетентность представляет собой сквозной образовательный  результат, достигаемый на всех ступенях образования. Основным результатом этой компетентности должно стать появление субъектной позиции, когда учащийся становится способен сам перед собой поставить новую учебную задачу и решить ее. При  возникающих сложностях и проблемах, понимая их природу возникновения, такой учащийся может обратиться к любому другому за целенаправленной  помощью (учитель, сверстник, другой взрослый, любой  источник информации, включая книгу, Интернет т т.п.) В ходе решения  подобной задачи учащийся свободно использует такие учебные действия как  моделирование, контроль и оценку. Для начальной школы ключевым в становлении данной компетенции является желание и умение учиться. Именно это умение является ядром учебной грамотности и основанием для её развития на основной ступени образования.

Умение учиться включает 5 основных учебных действий: умение ставить цель учебной деятельности, умение планировать решение учебной задачи, умение решить учебную задачу, умение контролировать процесс и результат решения учебной задачи, умение оценить меру своего продвижения в решении учебной задачи.

К концу 4 класса  умение учиться должно быть сформировано на базовом уровне – не ниже третьего-четвёртого и может быть сформировано на повышенном уровне – пятый-шестой. Если к концу 4 класса учащийся продемонстрировал умение на 1 или 2 уровнях, считается, что он не освоил основную образовательную программу начального общего образования в части такого метапредметного умения, как умение учиться.

Учебное сотрудничество - коммуникативная грамотность - коммуникативная компетентность в качестве сквозного образовательного результата формируемого на всех ступенях образования как способность ставить и решать основные типы задач социального и организационного взаимодействия: определять его цели, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнеров, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, готовность к осмысленному изменению собственного поведения. Для начальной школы ключевым в становлении данной компетенции является учебное сотрудничество. Именно это умение является ядром коммуникативной грамотности и основанием для её развития на основной ступени образования.

Сотрудничество – это  совместная работа  нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Логика формирования умений учебного сотрудничества младших школьников должна быть следующей: от готовности быть обучаемым, включенным в новые формы сотрудничества со взрослым, через инициативные действия группы совместно работающих детей, указывающих взрослому его задачи в общей работе, к индивидуальной  учебной инициативе ребенка, способного восполнить собственное незнание, построив взаимодействие со взрослым и сверстниками, и, наконец, к освоению позиции учителя сначала более младшего ученика, а потом и самого себя.

Учебное сотрудничество включает 4 основных умений: инициатива в учебном сотрудничестве; планирование учебного сотрудничества; позиционное взаимодействие; управление коммуникацией.

К концу 4 класса  учебное сотрудничество должно быть сформировано на базовом уровне – не ниже третьего-четвёртого и может быть сформировано на повышенном уровне – пятый-шестой. Если к концу 4 класса учащийся продемонстрировал умение на 1 или 2 уровнях, считается, что он не освоил основную образовательную программу начального общего образования в части такого метапредметного умения, как учебное сотрудничество.

Грамотность чтения информационных текстов – информационная грамотность – информационная компетентность представляет собой сквозной образовательный результат, предусматривающий сформированность информационной компетентности как способности решать задачи, возникающие в образовательном и жизненном контексте с адекватным применением текстовой информации и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Для начальной школы ключевым в становлении данной компетенции является грамотность чтения информационных текстов. Именно это умение является ядром информационной грамотности и основанием для её развития на основной ступени образования.

Грамотность чтения информационных текстов включает 4 основных умения: умение ориентироваться в тексте, поиск информации; анализ текстовой информации; структурирование и фиксация текстовой информации; использование и применение информации.

К концу 4 класса грамотность чтения информационных текстов должно быть сформировано на базовом уровне – не ниже третьего-четвёртого и может быть сформировано на повышенном уровне – пятый-шестой. Если к концу 4 класса учащийся продемонстрировал умение на 1 или 2 уровнях, считается, что он не освоил основную образовательную программу начального общего образования в части такого метапредметного умения, как грамотность чтения информационных текстов.

Уровневые характеристики сформированности сквозных метапредметных результатов в приложении 1.

 

3. КАК ОЦЕНИТЬ И ЗАФИКСИРОВАТЬ ОЦЕНКУ СКВОЗНЫХ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ?

Основные способы оценивания метапредметных образовательных результатов – оценка комплексных работ на межпредметной основе и педагогическое наблюдение.

Комплексные работы на межпредметной основе представляют собой такие стандартизированные письменные работы, задания в которых строятся на материале разных предметов или материалах, интегрирующих разное предметное содержание, и направлены на оценку информационных и некоторых регулятивных действий. Комплексные работы для проведения внутришкольной оценки метапредметных образовательных достижений младших школьников разрабатываются авторскими коллективами УМК, независимыми группами научно-педагогических работников, но могут быть разработаны и учителями. Достоинством комплексных работ является привычный способ их использования, недостатком же тот факт, что не все метапредметные образовательные результаты, в первую очередь коммуникативные, возможно оценить с их помощью.

Рекомендуемые к использованию комплексные работы:

- О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева Мои достижения. Итоговые комплексные работы 4 класс. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с. (Эти работы подготовлены авторами для 1, 2, 3, 4 классов)

- Итоговая аттестация выпускника начальной школы. Комплексная работа / [Ю.В. Баранова, М.Ю. Демидова, Г.С. Ковалёва и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с.

- Р.Г. Чуракова, Н.М. Лаврова Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа. – М.: Академкнига / Учебник, 2013. – 96 с. (УМК «Перспективная начальная школа»)

Педагогическое наблюдение – это познавательный процесс, осуществляемый в реальных условиях образовательного процесса и направленный на объективную констатацию уровня сформированности у младших школьников того или иного учебного действия, в первую очередь коммуникативных и регулятивных метапредметных образовательных результатов. Достоинством такого способа оценки является возможность увидеть, соотнести с уровневыми характеристиками и оценить уровень сформированности как регулятивных, так и коммуникативных метапредметных образовательных результатов.

Можно предложить для использование три вида педагогического наблюдения: включённое, опосредованное и внешнее. Включённое педагогическое наблюдение предполагает такую деятельность учителя, когда он, организуя учебную деятельность школьников параллельно наблюдает и фиксирует уровень проявления детьми того или иного умения. Это самый сложный вид педагогического наблюдения, поскольку вынуждает учителя совмещать два вида деятельности. Опосредованное педагогическое наблюдение предполагает организацию учебной деятельности школьников другим учителем. В этом случае педагог получает возможность заниматься только педагогическим наблюдением. Внешнее педагогическое наблюдение осуществляется сторонним по отношению к детям взрослым, а учитель работает только с результатами. Любой вид педагогического наблюдения отличается двумя общими признаками: имеет одинаковые этапы проведения и предполагает включение детей  в разные виды активности в совместно-распределённой деятельности.

Рекомендуемые этапы педагогического наблюдения:

- подготовительный – определение цели наблюдения и подготовка таблиц для фиксирования уровня сформированности действия;

- основной – наблюдение за действиями учащихся, соотнесение их с уровневыми характеристиками и фиксация уровня;

- анализ и интерпретация – обработка данных и формулировка выводов.

Задания, предлагаемые школьникам для организации их деятельности должны отличаться следующими характеристиками:

- дети должны решать учебно-практическую задачу, анализировать трудности, возникающие при её решении;

- активно выдвигать гипотезы;

- участвовать в анализе условий учебной задачи;

- работать с моделью;

- контролировать – осознанно определять последовательность действий и хода решения задачи, обнаруживать «ловушки», выражать согласие – несогласие с действиями других детей по ходу их работы, участвовать в подведении итогов;

- оценивать – разбирать способы, предложенные детьми с точки зрения их эффективности, разумности, правильности, соотнесения с ожидаемыми или полученными результатами.

Результаты оценивания метапредметных образовательных результатов целесообразно фиксировать в таблицах двух типов – индивидуальные таблицы для каждого учащегося и сводные по классу и школе. Пример индивидуальной таблицы представлен ниже.

 

Индивидуальные достижения метапредметных образовательных результатов в _________ классе

____________________________________________________________

ФИО

 

Метапредметное умение

Дата наблюдения*

Отметка**

Умение учиться

1.       

Умение ставить цели учебной деятельности

 

 

 

 

2.       

Умение планировать решение учебной задачи (выбирать и определять последовательность действий, необходимых для этого средств и этапов)

 

 

 

 

3.       

Умение решить учебную задачу (моделирование, поиск способа решения, применение и конкретизация)

 

 

 

 

4.       

Умение контролировать процесс и результат решения учебной задачи

 

 

 

 

5.       

Умение оценить меру своего продвижения в решении учебной задачи

 

 

 

 

Учебное сотрудничество

6.       

Инициатива в учебном сотрудничестве

 

 

 

 

7.       

Планирование учебного сотрудничества

 

 

 

 

8.       

Позиционное взаимодействие

 

 

 

 

9.       

Управление коммуникацией

 

 

 

 

Грамотность чтения информационных текстов

10.   

Умение ориентироваться в тексте, поиск информации

 

 

 

 

11.   

Анализ текстовой информации

 

 

 

 

12.   

Структурирование и фиксация текстовой информации

 

 

 

 

13.   

Использование (применение) текстовой информации

 

 

 

 

 

* Указывается точная дата наблюдения (периодичность определяется учителем в соответствии с уровнем класса). Рекомендуемое количество наблюдений – 3 раза в год (начало года, конец первого полугодия, конец года).

** Ставится качественная отметка «зачтено/не зачтено» или «неудовлетворительно/удовлетворительно/хорошо/отлично».

 

В ячейках указывается уровень сформированности (I – VI) того или иного умения на момент наблюдения.

Данные таблицы хранятся в портфолио младших школьников в разделе «Систематизированные материалы наблюдений». По итогам года каждому умению даётся качественная оценка: «зачёт/незачёт» или «удовлетворительно/неудовлетворительно/хорошо/отлично». При этом школа сама может определиться в выборе шкалы. Если ученик овладел базовым уровнем, соответствующим его возрасту, ставится оценка «зачёт» или «удовлетворительно».  Если ученик овладел умением на повышенном уровне, ставится оценка «хорошо» или «отлично». Если ученик не овладел умением на базовом уровне, ставится оценка «незачёт» или «неудовлетворительно».

Необходимость заполнения таких индивидуальных таблиц определяется следующим:

- необходимостью определять динамику становления метапредметных образовательных результатов для определения проблем и достижений в становлении того или иного универсального учебного действия и коррекции образовательной деятельности каждого учащегося в соответствии с этими результатами;

- необходимостью выставления итоговой комплексной оценки для перевода учащегося в 5 класс, которая включает не только предметные и метапредметные образовательные достижения, но и совокупность итоговых работ за курс начальной школы и динамику образовательных достижений;

- требованием федерального государственного образовательного стандарта включать в оценку самооценку учащегося.

Результаты индивидуальных достижений учащихся целесообразно фиксировать в сводной таблице.

 

Уровень сформированности умения _________________________ учащихся ­­­_____ класса

 

ФИО учащегося

Дата наблюдения*

 

 

**

 

 

 

 

 

 

 

* Указывается точная дата наблюдения (периодичность определяется учителем в соответствии с уровнем класса). Рекомендуемое количество наблюдений – 3 раза в год (начало года, конец первого полугодия, конец года).

** Указывается уровень сформированности (от I до VI) умения.

 

Поскольку нами выделено 13 умений, входящих в состав трёх сквозных образовательных результатов, таких сводных таблиц должно быть 13 на один год.

Возможен другой вариант сводной таблицы.

 

Уровень сформированности метапредметных умений учащихся

_________ класса на _______________*

 

Метапредметное умение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Умение учиться

Умение ставить цели учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение планировать решение учебной задачи (выбирать и определять последовательность действий, необходимых для этого средств и этапов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение решить учебную задачу (моделирование, поиск способа решения, применение и конкретизация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение контролировать процесс и результат решения учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение оценить меру своего продвижения в решении учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебное сотрудничество

Инициатива в учебном сотрудничестве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование учебного сотрудничества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Позиционное взаимодействие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управление коммуникацией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грамотность чтения информационных текстов

Умение ориентироваться в тексте, поиск информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ текстовой информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структурирование и фиксация текстовой информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование (применение) текстовой информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Указывается точная дата наблюдения.

Цифры обозначают порядковый номер ученика по журналу.

 

Сводные оценочные таблицы необходимы для определения общей картины формирования метапредметных образовательных результатов класса, определения проблемных зон и в случае необходимости корректировки образовательного процесса – включения таких методов и приёмов, которые обеспечивают решение проблем.

Сводные оценочные таблицы могут храниться как вкладыш в обычном журнале или в отдельной папке у учителя.

Уровень сформированности умений, входящих в сквозные метапредметные образовательные результаты (умение учиться, учебное сотрудничество, грамотность чтения информационных текстов), по школе можно фиксировать в следующей таблице.

В качестве вывода о достигнутых учащимися пилотного класса образовательных результатах необходимо определить не только достижения, но и затруднения, сформулировать перспективы дальнейшей работы по преодолению этих затруднений.

Каждая школа вправе разработать свои таблицы для фиксации уровня сформированности метапредметных образовательных результатов.

Для облегчения способов анализа данных целесообразно вести их в программе Exel.

 

Уровни сформированности сквозных метапредметных образовательных результатов обучающихся ___________ школы

 

Метапредметное умение

I

уровень

II

уровень

III

уровень

IV

уровень

V

уровень

VI

уровень

Умение учиться

Умение ставить це