Суббота, 18.05.2024, 16:48
Приветствую Вас, Гость

VI –высокий

Анализирует  содержание познавательной или коммуникативной задачи, определяя  цель её решения, и выдвигает предположения о способе работы.

Формулирует и чётко аргументирует собственное мнение  о способе решения задачи. Вступает в диалог, корректно критикует  версии, аргументируя их. Самоопределяется в выборе позиции (организатор, автор, понимающий), которую может осуществить наиболее эффективно для работы всей группы. Удерживает её на протяжении всей работы.

«Эту задачу нужно решить для того, чтобы …», «Давайте решим её …»

 «Я думаю, эту задачу нужно решить так, это позволит нам …»

«Я не согласен, потому что…»

Управление коммуникацией

I – очень низкий

(отсутствие действия)

Принимает формулируемую учителем познавательную или коммуникативную задачу. Выполняет задание в соответствии с установкой учителя. При возникновении ошибки не видит её, продолжая выполнять задание. Не видит других вариантов решения задачи, других точек зрения. В случае конфликта настаивает на своей точке зрения или принимает позицию учителя.

«Мне надо выполнить …»

«Вы сказали, что надо сначала сделать …, а потом …»

«Эту задачу можно решить только так»

«Мне кажется, я прав»

II – низкий

Принимает предложение учителя или другого учащегося о совместном выполнении познавательной или коммуникативной задачи. Участвует  в коллективном обсуждении учебной проблемы. Договаривается с партнерами в группе о совместных действиях при решении задачи. Обсуждает с партнёром качество (правильность, рациональность) предлагаемых решений. Готов к принятию (наличию) точки зрения партнёра. В случае конфликта отказывается от собственной позиции или принимает точку зрения учителя.

«Хорошо, давай решим эту задачу вместе»

«Мне кажется, нужно сделать так …»

«Ты думаешь, это правильно …»

«Хорошо, пусть будет так …»

III – средний (допустимый)

Принимает предложение учителя или других учащихся о совместном выполнении познавательной или коммуникативной задачи. Договаривается с другими участниками группы о совместных действиях при решении задачи. Осознаёт непродуктивные  решения, обращается за помощью к учителю для выбора правильного. Отстаивает свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.  Понимает возможность наличия разных точек зрения у участников группового взаимодействия, отличных от его собственной. В случае конфликта анализирует причины при помощи учителя, принимает решение о разрешении конфликта на основании мнения большинства. Осуществляет  самоконтроль и взаимоконтроль  результата деятельности.

«Согласен, давайте поработаем в группе»

«Как будем выполнять задание?»

«Мне кажется, мы говорим не про то, давайте спросим у учителя»

«Хорошо, как ты считаешь?»

«Давайте сделаем так …, кто согласен?»

IV – выше среднего (базовый)

Помогает группе действовать в соответствии с позициями участников группы. Удерживает ход обсуждения. Останавливает поток непродуктивных решений. Выявляет наличие разных точек зрения участников группового взаимодействия, отличных от его собственной, понимает возможность возникновения конфликтов при их согласовании. В случае конфликта анализирует причины конфликта, убеждает участников конфликта пойти на уступки, организует совместное принятие общего решения.  Способен взглянуть на ситуацию  с иной позиции.

«Давайте решим задачу в группе»

«Кто будет …»

«На каком этапе мы сейчас находимся?»

«Мне кажется, слишком много версий»

«Кто думает по-другому?»

«Почему ты не согласен?», «Давайте договоримся»

 

V – повышенный

Предлагает другому (неумелому) учащемуся совместно решить познавательную или коммуникативную задачу. Договаривается действовать в соответствии с позицией, возможностями другого. Указывает на непродуктивное решение. Понимает возможность наличия точки зрения другого (неумелого), отличной от собственной, анализирует её продуктивность. В случае конфликта анализирует причины конфликта, объясняет их другому, предлагает пойти на уступки. Осуществляет  самоконтроль и взаимоконтроль  процесса и  результата деятельности. Принимает ситуацию неуспеха, нуждается в поддержке учителя при определении причин затруднений и планирования путей их решения.

«Давай выполни здание вместе»

«Что ты хочешь сделать?», «У тебя получится?», «Давай я сделаю …, а ты …»

«Мне кажется это не правильно, потому что …»

«Как ты считаешь? Почему?»

«Мне кажется  у нас не получается, потому что …», «Давай сделаем так …»

VI –высокий

Понимает и принимает мотивы, цели и установки всех участников взаимодействия, в соответствии с ними предлагает выбрать способ решения познавательной или коммуникативной задачи. Координирует ход обсуждения. Останавливает поток непродуктивных решений, обосновывая свои действия. Выявляет  разные  точки зрения, отличные от собственной, прогнозирует возможность возникновения конфликтов. В случае конфликта анализирует проблемы и интересы участников конфликта, выявляет причину конфликта, возможные уступки и их условия, принимает решение, примиряющее разные точки зрения. Способен осуществить  взаимопомощь, контроль и оценивание процесса и результата совместной деятельности. Конструктивно действует в ситуации неуспеха, анализирует, почему не удалось достичь цели и планирует способы их решения.

«Давайте решим эту задачу в группе, потому что …», «Кто согласен?»

«Кто будет …», «Ты сможешь это сделать?», «Давайте ты будешь …, ты будешь …»

«Кто хочет сказать?»

«Мне кажется, это неверно, потому что  …»

«Кто считает по-другому?», «Почему ты так считаешь?», «Можно ли сделать иначе?», «Мне кажется, нужно найти общее решение», «Наверное можно отказаться от …», «Давайте договоримся»

 

Уровни формирования грамотности чтения

информационных текстов

 

Уровни

становления

Качественные  характеристики уровня

Типичные ответы и действия учащихся

Умение ориентироваться в тексте, поиск информации

I – очень низкий

(отсутствие действия)

При наводящих вопросах учителя находит условные обозначения, но не может объяснить, что они означают.

 

 

 

Может найти информацию, выделенную яркими цветными метками, но затрудняется объяснить их назначение. Затрудняется работать со справочниками или словарями.

Затрудняется найти факты в явной информации в печатном тексте даже после наводящих вопросов учителя. Текст на слух не воспринимает. Не может найти скрытую информацию  (например, в формулировке вопроса, задания, сноске, примечании). Не владеет навыками просмотрового, изучающего, выборочного чтения. При помощи учителя выделяет информацию, которая нужна для выполнения задания.

«Я не понял, кто тут нарисован»

В ответ на просьбу учителя показать, например, домик показывает, но не объясняет что это.

«Вот слова, выделенные красным цветом»

«Как здесь найти то, что нужно?»

 

 

 

 

 

 

 

II – низкий

По просьбе учителя показывает и называет условные обозначения, находит выделенную информацию (задания, правила, выводы и т.п.) и информацию в сносках. При пошаговом руководстве учителя находит нужную статью в справочнике или словаре.

После установки учителя находит факты в явной информации в печатном тексте, допускает ошибки в поиске фактов прослушанного текста. Не может найти скрытую информацию (например, в формулировке вопроса, задания, сноске, примечании).

При наводящих вопросах учителя предполагает, последствия. Не владеет навыками просмотрового, изучающего, выборочного чтения. Находит привычную информацию, которая необходима для выполнения задания.

 

 

 

При наличии рисунка может объяснить, о чём пойдёт речь в тексте.

«Этот значок обозначает …»

«Это правило»

 

 

 

«Здесь написано, что …»

 

 

 

 

 

 

 

 

Например, находит цифровую информацию, ту же информацию, записанную словами, не видит.

 

III – средний (допустимый)

Работая совместно с другими учащимися, находит и объясняет смысл условных обозначений, подзаголовков и сносок. Используя условные обозначения, при помощи членов группы находит нужную информацию в привычных печатных источниках (учебная литература, художественные издания). Знает способ ориентировки в словаре, но испытывает трудности в самостоятельном поиске информации.

Самостоятельно находит факты и события, данные в печатном тексте, в явном виде, но может пропускать факты, находит их при помощи других школьников. Поиск фактов в прослушанном тексте осуществляет после установки учителя. В поиске неявной информации (например, в формулировке вопроса, задания, сноске, примечании) затрудняется. 

Может найти информацию при помощи просмотрового или изучающего или выборочного чтения, если была такая установка (1 способ). Находит информацию, необходимую для выполнения задания, в типичных заданиях.

Объясняет, для чего нужны таблицы, устанавливает связи между частями схемы.

В группе совместно работающих детей осуществляет простейший поиск информации в сети Интернет.

«Вот этот значок обозначает, что нужно работать в паре. Правильно?»

 

 

 

«Я забыл, как найти эту статью»

 

 

«Про это говорится в задании», «Мне кажется, этого нет в тексте»

 

 

 

 

 

 

 «В задании было сказано, что надо просмотреть текст»

 

 

 

«Эти данные можно записать в таблицу»

«Помоги мне найти информацию в Интернете»

IV – выше среднего (базовый)

Объясняет смысл условных обозначений, подзаголовков и сносок. Решая стандартную задачу, может самостоятельно, используя аппарат ориентировки в книге, найти нужную информацию в привычных печатных источниках (учебная литература, художественные издания, справочники, энциклопедии и словари).

Испытывает затруднения в поиске информации при предъявлении нового (незнакомого) источника.

Самостоятельно находит факты и события, данные в печатном тексте, в явном виде. Информацию в неявном виде (например, в формулировке вопроса, задания, сноске, примечании) находит после установки учителя. В прослушанном  тексте не улавливает скрытую информацию, пропускает факты в явной информации.

Использует для поиска информации способ просмотрового или изучающего или выборочного чтения с опорой на алгоритм (1 способ). Самостоятельно находит большую часть информации, необходимой для выполнения задания, но может пропускать отдельные элементы. Извлекает информацию, представленную в виде рисунков, таблиц, схем.

Самостоятельно осуществляет поиск простой информации в сети Интернет.

«Этот значок обозначает …, значит нужно …»

 

 

 

 

 

 

«Мы с такой книгой ещё не работали»

 

 

 

«Я нашёл информацию в вопросе, как вы и просили»

 

 

 

Выбирает способ по предложению учителя.

V – повышенный

Понимает назначение и самостоятельно использует для поиска нужной информации условные обозначения, подзаголовки и сноски, как в привычных, так и незнакомых источниках. Испытывает затруднения в работе с источниками СМИ.

Самостоятельно находит факты и события, данные в печатном тексте, как в явном, так и в неявном виде (например, в формулировке вопроса, задания, сноске, примечании). В прослушанном  тексте не всегда улавливает скрытую информацию.

Самостоятельно осуществляет поиск информации при помощи просмотрового или изучающего или выборочного чтения (1 – 2 способа). Самостоятельно находит информацию, необходимую для выполнения задания.

Извлекает информацию, представленную в виде рисунков, таблиц, схем, диаграмм. По заданной теме может самостоятельно подобрать три и более различных источника, используя ресурсы библиотеки (различные каталоги и т.п.). Использует несколько способов поиска информации в сети Интернет. Находит книгу по каталожной карточке при помощи взрослого.

Может самостоятельно найти информацию в двух –  трёх разных источниках.

 

 

«В примечании написано …»

 

«Я не услышал об этом»

 

 

«Я только просмотрю текст, так быстрее»

 

VI –высокий

Используя оглавление, рубрики (разделы), систему условных знаков, подзаголовки, сноски, может самостоятельно найти нужную информацию в различных печатных источниках (включая учебную литературу, справочники и энциклопедии, научно-популярные и художественные издания, СМИ).

Самостоятельно находит факты и события, данные в тексте, как в явном, так и в неявном виде (например, в формулировке вопроса, задания, сноске, примечании) в прослушанном и прочитанном тексте.

Использует для поиска информации разные виды чтения (просмотрового, изучающего, выборочного, поискового).

Самостоятельно определяет полную информацию, необходимую для выполнения задания. Извлекает информацию, представленную в виде рисунков, таблиц, схем, диаграмм.

Умеет самостоятельно по заданной теме подобрать три и более различных источника, используя ресурсы библиотеки (различные каталоги и т.п.)

Умеет осуществить  расширенный поиск необходимой информации в сети Интернет, используя различные способы поиска.

Самостоятельно находит книгу по каталожной карточке.

Может самостоятельно найти информацию в трёх и более разных источниках

 

 

 

 

«Из вопроса я понял, что …», «Об этом говорится в задании»

 

 

Самостоятельно выбирает способ прочтения.

 

«Чтобы решить эту задачу, нам нужно …»

«В этой таблице указаны данные, которые помогут …»

 

Анализ текстовой информации

I – очень низкий

(отсутствие действия)

Не может самостоятельно определить тему и главную мысль текста, затрудняется объяснить сформулированную другим тему текста. При наводящих вопросах учителя может сформулировать вопрос к заданной теме, затрудняется в определении области знания, не устанавливает связь с ранее изученным. Выдвигает предположения, что означает то или иное слово, определяет, какие события происходили раньше, какие позже, не может определить последствия.

Рассказ называется …, значит, речь пойдёт о …»

 

«Наверное, сначала было …»

II – низкий

Не может самостоятельно определить тему и главную мысль текста, при помощи учителя обосновывает сформулированную другим тему текста. Может сформулировать 1 – 2 вопроса к теме по содержанию текста. При наводящих вопросах учителя определяет область знания, связь с ранее изученным не устанавливает. Может самостоятельно объяснить значение некоторых слов, отдельных фактов, выстроить последовательность 1 – 2 событий, затем сбивается.

«Вот заголовок», «Этот рассказ о …»

 

«Наверное, это закончится так …»

 

III – средний (допустимый)

Определяет тему и главную мысль в подобных текстах, объясняет формулировку на основе накопленного опыта.  

Самостоятельно формулирует вопросы по заданной теме, связанны с содержанием текста, ценностно-смысловые вопросы - совместно с другими учащимися, определяет область незнания, выдвигает 1 – 2 предположения о том. что можно узнать в тексте. Затрудняется в формулировании цели работы с текстом.

Про помощи других учащихся объясняет значение слов, фактов, устанавливает последовательность событий и последствий. Из предлагаемого перечня выбирает причины произошедших событий. Обобщает информацию, делает простые выводы. Эмоционально оценивает информацию.

«Этот рассказ похож на тот, который мы читали вчера, поэтому тема его …»

 

 

 

 

 

 

 

«Как ты думаешь, что означает это слово, что будет дальше?»

 

 

«Мне понравился рассказ»

IV – выше среднего (базовый)

Самостоятельно определяет тему и главную мысль текста, объясняет формулировку при помощи учителя или других учащихся. Самостоятельно с опорой на алгоритм формулирует к заданной  теме содержательного характера. Определяет область знаний, устанавливает отдельные связи с ранее изученным, выдвигает 1 – 2 предположения о том. что можно узнать в тексте. Формулирует типичные цели работы с текстом.

Допускает ошибки при объяснении значений слов, фактов, установлении последовательности событий, после указаний учителя исправляет их. Определяет причины и последствия событий на основе образцов. Обобщает информацию, делает выводы на основе анализа существенных и несущественных признаков. Находит пробелы в информации, предлагает способы её восстановления. Высказывает собственное отношение к информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Это закончится так же, как и в рассказе, который мы читали вчера»

 

 

 

 

«Я считаю, что этот текст …»

V – повышенный

Правильно, точно и кратко формулирует тему, определяет главную мысль текста.

По заданной теме самостоятельно формулирует ценностно-значимые и смысловые вопросы, определяет область знаний и умений, устанавливает связь с ранее изученным, прогнозирует, что может узнать по теме, но с ошибками. Определяет общую цель работы с текстом. Объясняет значение слов, фактов, устанавливает последовательность событий в тексте, может допускать ошибки в промежуточных событиях. Определяет причины и последствия событий на основе собственного опыта. Обобщает информацию, делает выводы на основе установления причинно-следственных связей между частями текста, фрагментами информации. Находит пробелы в информации, выявляет противоречивую информацию, предлагает способы восстановления информации. Высказывает обоснованное суждение относительно информации.

«Главная мысль этого рассказа …, поэтому и тема …»

 

 

 

 

 

«Сначала …, затем …, нет затем …», «Это приведёт к тому, что …»

 

 

 

 

 

 

 

 

«Этот текст …, потому что …»

VI –высокий

Самостоятельно определяет замысел автора, идею текста. По заданной теме формулирует ценностно-значимые, смысловые, исследовательские вопросы. Определяет область знаний и умений, устанавливает связь с ранее изученным, прогнозирует, что может узнать при изучении данного текста, конкретизирует собственную цель работы.

Самостоятельно объясняет значение слов, фактов, устанавливает возможные причины, последовательность всех событий в тексте, определяет несколько вариантов последствий, в том числе нестандартных. Умеет самостоятельно сравнивать информацию, устанавливать связь между понятиями и классифицировать информацию по заданным признакам. Обобщает информацию, делает выводы философского характера. Подвергает сомнению достоверность информации, находит пробелы в информации, конфликтную информацию, находит эффективные пути восстановления информации. Соотносит позицию автора с собственной точкой зрения.

«Автор имел в виду …»

 

 

 

 

 

«Работая с этим текстом, я смогу …»

 

«Это означает …», «Это может привести к тому, что …», «А может быть случится по-другому»

 

«Это текстовая, а это числовая информация»

 

 

 

 

 

 

«Я согласен с мнением автора, потому что …»

Структурирование и фиксация текстовой информации

I – очень низкий

(отсутствие действия)

Упорядочивает информацию в соответствии с инструкцией учителя. Под руководством учителя выделяет ключевые слова в предложении. Передаёт информацию из текста в виде рисунка.

«Посмотрите, я правильно сделал?»

«К этому заголовку подходит эта часть»

«Я могу нарисовать к этому тексту рисунок»

II – низкий

Упорядочивает информацию по образцу. При наводящих вопросах учителя выделяет в тексте смысловые абзацы. При помощи учителя составляет план текста в форме вопросов. Находит в тексте данные для составленной учителем таблицы.

«У меня получилось так же, как и здесь»

«Вот в этой части говорится о …»

«Сюда нужно поместить вот эти цифры»

III – средний (допустимый)

Упорядочивает информацию по заданным учителем основаниям (например, по алфавиту, возрастанию, убыванию и т.п.). Делит текст на смысловые части, определяет главную мысль каждого. Самостоятельно корректирует план текста, простой назывной план текста составляет при помощи учителя или других учащихся. Представляет основное содержание типичной информации в виде таблицы, схемы.

«Я расположил слова, как говорится в задании»

«Я считаю здесь три части, а как у тебя?»

 

 

«Это задача на движение, к ней моно составить таблицу»

IV – выше среднего (базовый)

Самостоятельно упорядочивает информацию для решения стандартных задач. Используя алгоритм, делит текст на смысловые части, устанавливает между ними взаимосвязь, корректирует, дополняет план текста, простой назывной план текста составляет при помощи учителя. Представляет текстовую информацию в виде схеме. Отмечает с помощью закладок необходимую информацию в разных частях одного и того же источника.

«Мы уже такие задачи решали, Чтобы её выполнить нужно …»

«Сначала нужно прочитать весь текст, как говорится в пункте 1»

«К этому тексту можно составить вот такую таблицу …»

V – повышенный

Самостоятельно упорядочивает информацию в соответствии с поставленной задачей. Делит текст на смысловые части, устанавливает между ними логическую взаимосвязь. Самостоятельно корректирует, дополняет план текста, составляет простой назывной план. Представляет текстовую информацию в иной форме (схема, таблицы). Самостоятельно оформляет список источников к тексту, включающий два – три источника. Отмечает с помощью закладок необходимую информацию в двух-трёх разных печатных источниках.

«Чтобы быстрее решить эту задачу, нужно …»

«У меня получилось три части, первая …»

«К этому тексту можно составить схему или таблицу, но лучше …»

VI –высокий

Самостоятельно упорядочивает информацию в соответствии с собственными основаниями. Делит текст на смысловые части, устанавливает между ним логическую и содержательную взаимосвязь, определяет характер связи. Излагает содержание информации в другой логической последовательности, в другом жанре. Самостоятельно составляет комбинированный (назывной и цитатный) план текста. Представляет текстовую информацию в иной форме (схема, таблица, паучок понятий). Самостоятельно оформляет список источников к тексту, включающий три и более наименования источников различного характера. Делает выписки из разных источников, содержащие необходимую информацию. Сохраняет информацию, найденную в сети интернет в текстовом редакторе.

«Я считаю, что эти слова нужно записать так …, потому что …»

«В этом тексте  ... частей, они располагаются так …, потому что …»

«Эту информацию лучше представить в таблице, так как …»

 

Использование (применение) текстовой информации

I – очень низкий

(отсутствие действия)

По просьбе учителя формулирует ответ на вопрос текста. Различает предложение и текст, самостоятельно строит словосочетание, предложение. При наводящих вопросах учителя  находит в тексте информацию для выполнения задания, не отделяет существенную информацию от несущественной. Затрудняется в определении цели использования информации, при непосредственных указаниях учителя использует информацию из текста для решения задачи.

«В тексте про это говорится следующее …»

 

«Чтобы ответить на этот вопрос, мне понадобится …»

II – низкий

По плану, составленному учителем, строит небольшое простое устное монологическое высказывание (описание) на основе текстовой информации. При помощи учителя составляет небольшой текст из отдельных предложений (2 – 3), не объединённых общей темой. Может самостоятельно найти часть существенной для выполнения задания информации, испытывает затруднения в отделении существенной информации от несущественной. Нуждается в помощи учителя для выделения всей необходимой информации. Уточняет у учителя цель использования информации

Устное высказывание выстраивает легче, письменный текст составить затрудняется.

 

 

 

«Я не увидел эту информацию»

 

 

 

«Что нужно сделать с этой информацией?»

III – средний (допустимый)

При появлении стандартной познавательной или коммуникативной задачи строит письменное или устное монологическое высказывание (описание, повествование) на основе текстовой информации. Монологическое высказывание-рассуждение строит при помощи учителя. Самостоятельно создаёт небольшой текст, объединённый общей темой на основе коллективной работы по подбору слов, точно называющих признаки предметов. В знакомых текстах самостоятельно находит существенную для выполнения задания информацию. Выдвигает предположения о том, для чего можно использовать эту информацию.

«Мы выполняли такое задание раньше, нам пригодится вот эта информация»

 

«Я попробую составить текст по этому плану»

 

 

«Давайте посмотрим, что из этого текста нам поможет»

«Эту информацию можно использовать для …»

 

IV – выше среднего (базовый)

При появлении познавательной или коммуникативной задачи самостоятельно с опорой на алгоритм строит устное или письменное монологическое высказывание (описание, повествование, рассуждение). Самостоятельно по коллективно подготовленному плану создаёт небольшой текст. Выделяет существенную для выполнения задания информацию, но просит от учителя одобрения. Использует эту информацию для решения стандартных задач.

Хорошо ориентируется в привычной ситуации, при появлении новой нуждается в поддержке учителя.

 

 

 

 

 

«Эту информацию можно использовать для решения задач на движение»

V – повышенный

При появлении познавательной или коммуникативной задачи самостоятельно строит устное или письменное монологическое высказывание (описание, повествование, рассуждение) на основе текстовой информации. Может допускать ошибки. Самостоятельно по предложенной теме создаёт собственный текст. Самостоятельно выбирает из текста (1 источник) существенную для выполнения задания информацию. Самостоятельно использует информацию из текста для решения учебно-практической задачи. По алгоритму составляет отзыв на прочитанный текст. Выступает перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением, используя план выступления или тезисы.

Самостоятельно выполняет задание, предложенное учителем.

 

«Я составил текст на эту тему»

 

VI –высокий

На основе текстовой информации самостоятельно формулирует познавательную или коммуникативную задачу по созданию монологического высказывания (описание, повествование, рассуждение) в удобной форме. Создаёт собственный текст по самостоятельно определённой теме. Выбирает из разных источников (2 – 3 источника) существенную для решения задачи информацию. Самостоятельно использует её для выполнения задания. На основе найденной информации самостоятельно принимает несложные практические решения. Самостоятельно составляет письменный отзыв, аннотацию на прочитанный текст. Свободно выступает перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд

«Эта информация поможет мне найти ответ …»

 

«Я напишу тест вот на эту тему …»

«Для решения этой задачи мне будет мало одного текста»