Суббота, 18.05.2024, 16:48
Приветствую Вас, Гость

Приложение 1

 

Уровневые характеристики сформированности сквозных

метапредметных умений

 

Уровни формирования умения учиться

 

Уровни

становления

Качественные  характеристики уровня

Примерные ответы и действия учащихся

Умение ставить цели учебной деятельности

I – очень низкий

(отсутствие действия)

Формально выполняет требование взрослого; приступая к заданию, не может ответить (дает неопределенные ответы) на вопросы: «Что нужно сделать?», «Чему будешь учиться?»

Выполняя задания на выбор цели работы, ориентируется на ситуативный интерес.

В описании способа выполнения работы отсутствует действие определения цели

Предусматривает контроль взрослого

«Записать ответ».

«Выполнить задание учителя»

 

Хорошо выполнить домашнее задание

Не может сформулировать задание по его завершении

II – низкий

Буквально понимает смысл поставленной учителем задачи.

До решения практической задачи может ответить на вопросы: «Что получишь в результате?» «Что будешь сейчас делать?»

Перед выполнением теоретического задания не может ответить на вопросы о том, что будет делать, что получит в результате.

Выбирает практические цели работы.

В описании способа выполнения работы отсутствует действие определения цели.

«Узнаю (далее формулирует вопрос практической задачи)».

«Выполню задание и узнаю (далее повторяет требование)».

III – средний (допустимый)

Понимает смысл поставленной учителем задачи.

Может содержательно ответить на вопросы: «Что можно узнать, выполняя задание?», «Чему можно учиться?»

При выполнении задания утрачивает теоретическую его часть; после выполнения задания затрудняется ответить на вопросы: «Что ты узнавал, делал?».

Удерживает и воспроизводит задание после его выполнения.

После окончания действия полно воспроизводит конкретные сведения (факты, предметы, сюжеты, алгоритм действия), а теоретический материал – фрагментарно

«Учиться (далее формулирует основной вопрос задания, задачи)».

 

 

 

 

 

 

 

 

Вместо вопроса: «Почему нужно делать именно так?» отвечает на вопрос: «Как нужно делать?»

IV – выше среднего (базовый)

Определяет цель теоретической задачи и сохраняет ее в течение всего процесса решения.

При выполнении ориентируется на нахождение и обоснование нового способа решения.

Удерживает учебную цель в течение урока, времени работы по ее достижению.

Может дать четкие ответы на вопросы: «Что нового ты узнал?», «Чему учился?», «Что должен был узнать?» на всех этапах решения и после выполнения задания.

Достаточно полно воспроизводит все компоненты учебного материала (и теоретические, и фактические).

Не стремится самостоятельно ставить новые цели

«Учусь (далее называет осваиваемый способ действия, понятие)»

 

Выбирает творческие, трудные задания и ставит цели типа: попробовать, смогу ли, что у меня получится.

V – повышенный

При предъявлении практической задачи самостоятельно формулирует учебную цель, вопрос.

Решив задачу, хорошо осознает структуру найденного способа, связь со способами ранее решавшихся задач.

Неразрешимая практическая задача стимулирует постановку новой учебной задачи, вне такой ситуации постановка УЗ не наблюдается

«Чтобы решать такие задачи,  надо уметь …
(далее точно определяет содержание понятия, способ действия)».

VI –высокий

По собственной инициативе выдвигает гипотезы применения найденного способа в других условиях, стремится проверить обоснованность гипотез.

Дополняет требования сложной задачи своими, еще более сложными и содержательными.

Устанавливает связь нового способа с ранее изученными

«Мне кажется, что таким способом можно решать (указывает новую область применения), потому что…»

Умение планировать решение учебной задачи (выбирать и определять последовательность действий, необходимых для этого средств и этапов)

I – очень низкий

(отсутствие действия)

Может спланировать 1–2 действия при решении практической задачи под руководством учителя.

Может воспроизводить действия в определенной последовательности по образцу.

Приступает к выполнению задания, не зная, как будет действовать.

Не может дать отчета о выполненных учебных действиях.

При изучении текста планирует 2 действия

«Сначала сделаю (называет действие решения практической задачи)…Потом подумаю».

 

 

 

«Прочитаю текст, перескажу его, еще раз прочитаю»

II – низкий

С помощью учителя может спланировать 2-3 действия при решении практической задачи. самостоятельное планирование практически отсутствует.

Предпочитает задания на планирование действий по известному образцу.

Планирует по заданию учителя 2–3 действия при работе с учебным текстом, пользуется одной формой плана

«Необязательно планировать, я так знаю, как решать…»

 

Не может обнаружить ошибку в плане.

 

«Прочитаю текст, отвечу на вопросы, перескажу его»

III – средний (базовый)

Может спланировать 2–3 действия решения УЗ (в сотрудничестве с учителем).

Самостоятельно применяет план, но не может внести в него изменения для применения в новых условиях.

Планирует в сотрудничестве с одноклассниками 3-4 действия при изучении текста, предусматривая итоговый контроль (в основном результата).

Пользуется одной формой плана, не предусматривающей оценивания меры освоения действия

«Вначале найдем способ… Чтобы открыть способ надо создать модель …».

 

 

 

 

«Прочитаю текст, выделю непонятное, найду ответы, проверю, могу ли выполнить задания к нему».

IV – выше среднего (повышенный)

Может спланировать 2–3 действия при решении УЗ в сотрудничестве с одноклассниками.

Может самостоятельно изменить план применительно к новым условиям.

Может описать свои затруднения при планировании.

Самостоятельно планирует 2–3 действия при изучении текста, предусматривая контроль процесса и результата.

Использует 2 формы планирования (простой план и схематичные) и предусматривает творческие виды работ.

«Главный вопрос (далее формулирует его). Чтобы найти ответ, надо сделать модель и на ней выяснить… (обобщенно называет действие)» и т. д.

 

«При планировании выполнения… мне трудно (указывает, что именно)».

V – высокий

Может самостоятельно спланировать 2–3 действия по решению УЗ.

Предусматривает в плане промежуточный и итоговый контроль.

На всех этапах решения учебной задачи может дать отчет о предусматриваемых действиях.

Использует разные формы планирования в зависимости от цели.

В плане решения учебной задачи предусматривает поиск и изучение информации.

Планирует действия, соответствующие задаче (в том числе постановку новых вопросов, установление связей нового с ранее изученным и т. д.)

Предвосхищает возможные трудности выполнения задания и средства их преодоления.

Аргументирует свой выбор плана действий.

VI – очень высокий

Может полностью самостоятельно спланировать свою учебную деятельность.

В зависимости от условий может составить вариативные планы деятельности.

Осуществляет планирование в свернутом виде, как умственное действие, но при необходимости или по требованию может развернуть его.

Может объяснить другому ученику план действий и обосновать его целесообразность.

Умение решить учебную задачу (моделирование, поиск способа решения, применение и конкретизация)

I – очень низкий

(отсутствие действия)

Выполняет моделирование при пошаговом руководстве учителя, не осознает целостное действие.

Может в малой группе выполнять лишь отдельные операции моделирования без их внутренней связи друг с другом.

Контроль модели выполняет при пооперационном руководстве со стороны учителя.

На модели может зафиксировать основной вопрос с помощью учителя.

При поиске способа решения присоединяется к мнению других членов группы, затрудняется в обосновании выбора суждения.

Самостоятельно применяет способ в знакомой ситуации.

Работая с текстом, затрудняется найти нужную информацию при наводящих вопросах взрослого.

По аналогии может сформулировать вопрос по новой информации.

Затрудняется в самостоятельном выборе средств моделирования, использует действия по аналогии с прошлым опытом.

Значительное время выполняет действие на материализованном, внешнеречевом уровне с использованием схемы действия.

 

 

 

 

При изменении условий применения способа действия может сослаться, на то, что «такие задачи не решали».

II – низкий

На модели фиксирует основной вопрос в совместной работе с одноклассником.

Моделирует с внешней помощью, но самостоятельно довести до конца затрудняется;

По наводящим вопросам может дать отчет о своих действиях.

Эффективно работает при пооперационном внешнем контроле.

При поиске способа может выбрать один из предложенных вариантов, пытается обосновать свой выбор по наводящим вопросам.

Самостоятельно применяет способ действия в знакомой ситуации.

С помощью наводящих вопросов взрослого может найти нужную информацию в книге, пересказать ее содержание близко к тексту.

Составляет вопросы по новой информации в основном репродуктивного типа.

При поиске способа решения чаще присоединяется к предложениям других, поясняет свой выбор (не всегда содержательно).

Значительное время нуждается в выполнении действий с комментарием и опорой на его схему.

Затрудняется в свертывании действия и его обосновании

III – средний (допустимый)

Участвует в работе малой группы по созданию модели ситуации, определяет место и смысл основного вопроса.

Участвует под руководством учителя в коллективном поиске малой группой способа решения учебной задачи и его фиксации.

В совместной работе со сверстниками применяет усвоенный способ к решению новой задачи, но не может варьировать его при изменении условий.

Может найти нужную информацию, сформулировать вопрос при затруднении.

По новой информации формулирует вопросы на уточнение, репродуктивного типа, на выяснение цели.

Формулирует свое отношение к новой информации.

Выдвигает предложения по моделированию, решению задачи, пытается аргументировать их.

«В этой задаче изменилось только…», «Эту задачу не решишь этим способом, здесь изменилось (указывает условие)»

IV – выше среднего базовый)

Умеет провести полный анализ условий задачи и соотносит его результаты с известными способами решения.

Самостоятельно моделирует ситуацию, высказывает предложения по преобразованию модели для поиска решения.

Пытается самостоятельно перестроить известный ему способ действий, но правильно это сделать может только при помощи учителя, группы сверстников.

Осознает особенности нового способа действия и свои затруднения в его использовании в измененной ситуации.

Понимает общую модель учебной деятельности и в группе одноклассников может выступать в позиции организатора, автора, понимающего.

Может самостоятельно находить нужную информацию, перерабатывать ее и представлять в другой форме, составить задания по всем основному содержанию.

Формулирует свое отношение к новой информации и выделяет основные связи нового с ранее изученным

«Эта задача похожа на …, надо понять, чем отличается на модели».

«Мне пока трудно (выделяет действие словами, обозначает его в алгоритме, на модели), я буду… (может сам назвать действия, которые помогут преодолеть затруднения)»

V – повышенный

Самостоятельно пошагово модернизирует известный ему способ или строит новый способ.

Инициативен в дискуссии при поиске способа решения учебной задачи.

На всех этапах решения задачи может дать отчет о выполняемых действиях.

Выделяет круг задач, для решения которых применим найденный способ

«Чтобы построить модель для этой ситуации, нужно… (представляет способ моделирования для конкретной ситуации)».

«Таким способом можно решать задачи …(выделяет характеристическое свойство)».

VI – высокий

Самостоятельно строит и преобразует модель новой ситуации, выбирая целесообразные средства.

При поиске способа решения опирается на принципы построения способа действий.

Выводит новый способ из принципа, а не из модификации известного способа.

Самостоятельно ищет информацию по ключевым словам, автору, перерабатывает ее, преобразуя и включая в имеющуюся систему знаний.

Анализирует учебную деятельность на основе общей схемы, выделяет единицу анализа в соответствии с его целями

Моделирует объект в свернутой форме (схеме); общую модель решения задач определенного типа.

Использует варьирование условий при поиске способа решения задачи

Умение контролировать процесс и результат решения учебной задачи

I – очень низкий

(отсутствие действия)

Осуществляет контроль только при инициировании учителем.

Не может провести анализ модели, сменить гипотезу.

Контролирует результат, учебные действия не контролирует и не соотносит со схемой даже при наводящих вопросах.

Допущенные ошибки не исправляет даже в отношении многократно повторенных действий.

Не замечает ошибок других учеников

«Проверю, совпадает ли ответ».

«Кажется все правильно, не знаю где ошибка, ответ ведь правильный».

Преждевременно принимает гипотезу за достоверное суждение.

II – низкий

Может, хотя и не систематически, исправлять ошибки при напоминании учителя, другого взрослого.

Анализирует отдельные действия решения задачи.

Может изменить гипотезу, но делает это хаотично.

Не может обосновать своих действий по исправлению ошибок даже по наводящим вопросам.

В малознакомых действиях ошибки не исправляет

«Надо так делать… (исправляет ошибку)»; затрудняется ответить на вопрос: «Почему нужно делать так?» 

III – средний (допустимый)

Поэлементно анализирует модель по требованию учителя, одноклассника.

Построчно соотносит учебное действие со схемой.

Смена гипотезы при поиске способа решения проводится без опоры на модель, эпизодически.

Находит ошибки в работе одноклассника, может исправить их.

Изменяет состав действий при изменении условий деятельности в совместной работе с одноклассниками.

«Чтобы найти…, надо … (пошагово проговаривает алгоритм и осуществляет контроль)».

«Надо теперь делать так…(характеризует изменение), потому что …»

IV – выше среднего (азовый)

Проводит полный анализ ситуации и ее модели (при инициировании извне).

Поиск способа решения осуществляет с опорой на проверенные ходы (шаги);

Участвует в изменении гипотезы на основе анализа модели;

Самостоятельно обнаруживает допущенные ошибки, правильно объясняя при этом действие.

При контроле действия ориентируется на обобщенную схему и соотносит с ней процесс решения.

Столкнувшись с новой задачей, не может самостоятельно скорректировать схему, проверить ее адекватность новым условиям.

Умеет контролировать решение задачи одноклассниками.

Осознанно чередует развернутые и свернутые формы контроля, может объяснить способ контроля другому, используя схему действия.

«Ошибка допущена потому, что не учел… (указывает условие)»

V – повышенный

Проводит полный анализ ситуации и ее модели в совместной деятельности с одноклассниками.

Осуществляет последовательный поиск действий на основе проверенных шагов.

Самостоятельно предлагает изменение гипотезы на основе анализа модели.

Задания, соответствующие схеме, выполняются безошибочно.

Может самостоятельно обнаружить несоответствия схемы новым условиям.

Точно определяет субъектиные трудности в выполнении деятельности.

Умеет самостоятельно составлять задания для контроля освоенного способа, включая задания-«ловушки»

Аргументирует совокупность заданий для контроля способа деятельности (обращает внимание при этом на сущностные признаки понятий).

Может пояснить причину возникшего несоответствия схемы и новых условий.

VI –высокий

Самостоятельно проводит полный анализ ситуации и ее модели.

Самостоятельно осуществляет последовательный поиск действий на основе проверенных шагов.

Изменяет гипотезу поиска способа решения на основе полного анализа.

Умеет самостоятельно обнаруживать ошибки при решении новой задачи;

Успешно контролирует соответствие выполняемых действий схеме и соответствие самой схемы изменившимся условиям;

Может вносить коррекции в схему действий еще в начале выполнения действий.

Составляет задания на контроль усвоения на основе схемы способа, предусматривает творческие задания

«Чтобы найти решение, надо изучить модель. Чтобы …(дает характеристику сущностных условий), надо попробовать (формулирует версию), потому что (аргументирует на основе анализа)».

«В контрольную обязательно надо включить …(характеризует) задания, потому что…»

Умение оценить меру своего продвижения в решении учебной задачи

I – очень низкий

(отсутствие действия)

Затрудняется определить, найден ли способ решения задачи даже при наличии помогающих вопросов учителя.

Не умеет и не испытывает потребности в собственном оценивании своих действий по продвижению к цели (даже по просьбе учителя).

Ожидания связаны с внешней оценкой деятельности в целом.

Использует категоричную модальность в оценке возможностей выполнения действий.

II – низкий

Под руководством взрослого выделяет отдельные действия способа решения.

Затрудняется в анализе ошибок, не может определить их причину.

Не пытается самостоятельно оценить свои действия, но испытывает потребность во внешней оценке.

Оценивая свои действия по просьбе учителя, ориентируется не на содержание, а на внешние особенности решения задачи

 

 

 

 

Я правильно (хорошо) сделал?».

 

 «Я хорошо выполнил, красиво написал, выполнил все действия»

III – средний (допустимый)

При наводящих вопросах учителя может оценить свои возможности в решении задачи.

Умеет оценивать действия одноклассников в группе на основе схемы способа решения.

Может содержательно обосновать правильность или ошибочность действий другого, соотнося их со схемой.

«Не знаю, смогу ли…» При наводящем вопросе:

 

«Да, это я умею, потому что…».

«Он сделал правильно, потому что (опираясь на схему, характеризует)»

IV – выше среднего (базовый)

Оценивает свои возможности в решении новой задачи, но учитывает лишь ее внешние признаки, а не целостную структуру.

Свободно и аргументированно оценивает свое решение задачи, самостоятельно определяет меру владения способом (знаю, научился, могу объяснить другому и др.).

В совместной работе может оценить способ выполнения деятельности, его оптимальность в целом. Частично аргументирует результатами контроля

«Думаю, что умею решать задачи (указывает, какие), потому что (называет основания, связанные с операциональным составом способа)».

V – повышенный

При решении новой задачи может оценивать свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия, может обратиться за помощью к учителю.

Может самостоятельно оценить и аргументировать оптимальность найденного способа решения с опорой на контроль.

Вместе с одноклассниками может определить некоторые виды практических задач, для решения которых применим способ

«Вероятно смогу найти ее решение, потому что могу построить модель, понять, чем отличается задача от…».

VI –высокий

Самостоятельно до решения задачи оценивает свои возможности, учитывая специфику усвоения способов и их вариаций и границ применения последних;

Может самостоятельно оценить и аргументировать оптимальность найденного способа решения с опорой на контроль, оценить способ учебной деятельности в целом.

Самостоятельно определяет некоторые виды практических задач, для решения которых применим способ.

Осознает и описывает собственные учебные действия.

Выделяет наиболее трудные моменты решения учебной задачи

Проблематичная прогностическая оценка обращена к анализу способа действия.

 

Уровни формирования учебного сотрудничества

 

Уровни

становления

Качественные  характеристики уровня

Примерные ответы и действия учащихся

Инициатива в учебном сотрудничестве

I – очень низкий

(отсутствие действия)

Ожидает от учителя познавательной или коммуникативной задачи. Выполняет задание под непосредственным руководством учителя. Затрудняется сформулировать вопросы, при возникновении затруднения прекращает работу. Отказывается от взаимодействия с партнером в паре или взаимодействует с нежеланием.

 «Что дальше делать?»

«Не знаю, как решить»

«Помогите справиться с заданием»

 

«Я хочу решить сам»

II – низкий

При появлении познавательной или коммуникативной задачи проявляет готовность решить её в паре с другим учащимся. Задаёт ему вопросы, сам просит помощи. В случае конфликта или  затруднения в решении задачи обращается за помощью к учителю.

«У меня не получается, помоги мне, пожалуйста», «Скажи, пожалуйста, сколько будет …»

III – средний (допустимый)

При появлении познавательной или коммуникативной задачи ожидает помощи от учителя в организации сотрудничества или предлагает выполнить её в паре (группе).  Охотно включается  в групповую работу. Оказывает помощь другим членам группы в случае необходимости. Задаёт вопросы членам группы, в случае затруднения в решении задачи обращается за помощью к учителю.

 «Что будем делать?», «Как будем выполнять задание?», «Кому требуется помощь?», «Давайте позовём учителя»

IV – выше среднего (базовый)

При появлении познавательной или коммуникативной задачи, может предложить решить её привычным способом в группе и привести аргументы. Формулирует вопросы на понимание, уточнение другим членам группы. В случае необходимости оказывает помощь другим членам группы. Обращается за помощью сам.

 «Давайте решим задачу в группе», «Ты понял, что нам предстоит сделать?», «Я правильно тебя понял, что…?», «Кому требуется помощь?», «Давайте договоримся сами», «Надо решить задачу самим»

V – повышенный

Способен сам организовать выполнение задания учителя в группе. При возникновении затруднений у некоторых учащихся в выполнении познавательной или коммуникативной задачи, предлагает помощь в её решении. Сам формулирует задачи для другого (неумелого) для отработки способа решения.

 «С чего начнем работу?», «Как будем работать?», «Ты не можешь решить задачу? В чем тебе помочь?», «Как ты будешь рассуждать, решая такую задачу»

VI –высокий

При появлении познавательной или коммуникативной задачи анализирует её сложность и выбирает форму работы, доказывая необходимость именно такой формы работы.  Анализирует возникающие затруднения, ищет средства её решения (источники информации), выступает с запросом на консультацию к другому (умеющему). Формулирует для себя новые задачи для отработки способа решения.

 «Эту задачу лучше всего решить при помощи …, потому что …»

«Я  не знаю …, значит мне нужно …», «Подскажите мне, пожалуйста»

Планирование учебного сотрудничества

I – очень низкий

(отсутствие действия)

Формулирует вопросы учителю об организации собственной учебной деятельности. Уточняет у учителя условия познавательной или коммуникативной задачи. Планирует собственную работу по выполнению задания под руководством учителя. 

 «Что надо делать?», «Я не знаю, что мне делать. Как это делать?»

II – низкий

Формулирует вопросы учителю об организации работы с партнёром (в паре) по решению совместной познавательной или коммуникативной задачи. При наводящих вопросах учителя уточняет у партнёра условия задачи. Участвует в распределении обязанностей по выполнению задачи, стремится  удерживать  свою позицию.

 «Что нам предстоит сделать?»,  «Как будем работать?», «Как мы можем вместе выполнить работу?»,

 «Что ты хочешь сделать для решения задачи?»

«Давай я сделаю …, а ты …»

III – средний (допустимый)

Формулирует вопросы учителю об организации работы группы по решению познавательной или коммуникативной задачи. При помощи учителя определяет позицию в совместной работе, пытается её удерживать, уточняет у членов группы условия задачи, выдвигает предложения по выполнению задания. Планирует свою часть работы, учитывая общий план действий и конечную цель.

Способен договариваться, приходить  к общему решению

 «Как мы будем работать?»

«Я буду хранителем времени»

«вы поняли, что нам нужно сделать?»

«Давайте начнём с …», «Потом …», «Закончим работу …»

IV – выше среднего (базовый)

Формулирует вопросы членам группы по решению познавательной или коммуникативной задачи. В случае необходимости обращается к учителю с запросом о помощи. Инициирует с опорой на алгоритм распределение позиций внутри группы. Способен занимать различные позиции в группе, но может не удержать позицию. Задаёт вопросы на понимание учителю. Обсуждает план с партнёрами, соотносит его с целью работы, обсуждает необходимые средства для выполнения работы. Помогает группе удерживать  общий план работы.

 «Давайте договоримся, кто какую позицию будет удерживать»

«Кто понял, что нам нужно сделать?»

«Ваши предложения по выполнению задания»,

«Согласны с таким планом?», «Помогут ли эти действия нам решить задачу?»

V – повышенный

Организует другого (неумелого) к формулированию вопросов, необходимых для организации его деятельности. Проверяет понимание другим условий познавательной или коммуникативной задачи. Стимулирует его к выдвижению предположений о порядке и ходе совместной работы. Обсуждает и корректирует план решения задачи. Учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в работе.

 «Тебе понятно, что предстоит сделать?», «Есть ли у тебя вопросы по выполнению задания?», «С чего лучше начать?», «Что будем делать потом?», «Чем завершим работу?», «Сколько времени понадобится на выполнение задания?», «Что тебе поможет выполнить работу?»

VI –высокий

В случае необходимости самостоятельно формулирует вопросы, необходимые для решения познавательной или коммуникативной задачи (содержательные и организационные). Определяет последовательность необходимых действий, сроки и ресурсы для выполнения задания.  Распределяет позиции и помогает их удерживать участникам группы.

 «Сначала я сделаю …», «Вторым шагом будет …», «В результате я получу …»

Для выполнения работы мне понадобится …»

Позиционное взаимодействие

I – очень низкий

(отсутствие действия)

При появлении познавательной или коммуникативной задачи затрудняется в формулировании собственного мнения. Пробует объяснить способ решения задачи учителю, но не всегда удаётся. В случае совместной работы с учащимися настаивает на собственном способе решения, но не может выдвинуть аргументов. При обсуждении предложенного им  способа решения обижается на критику. При взаимодействии с партнером не соблюдает  очередность действий. Некорректно  сообщает  товарищу об ошибках. Не стремится принять какую-либо позицию в совместной работе (организатор, автор, понимающий), Принимает позицию, предложенную ему учителем, но не может удержать её на протяжении всей работы.

«Я решу задачу сам»

«Не знаю, как объяснить»

«Наверное, надо решать так …»

 

II – низкий

При появлении познавательной или коммуникативной задачи с готовностью включается в работу в паре. Выслушивает предложения партнёра о способе решения задачи, чаще всего принимает  его точку зрения.  Соотносит свои действия с действиями партнера,  но инициативы    не проявляет. В случае затруднения в объяснении способа решения, обращается за помощью к учителю. Может воспроизвести 1 – 2  пункта выбранного способа решения. Под влиянием внешних факторов (занимательность, предложение другого) может принять ту или иную позицию (организатор, автор, понимающий), но не удерживает её на протяжении всей работы.

«Можно мы решим задачу в паре»

«А я думаю, нужно решить так…»

 

III – средний (допустимый)

При появлении познавательной или коммуникативной задачи с готовностью включается в работу в группе. Способен слушать и понимать  других, реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения. Выдвигает предложения о способе решения задачи в группе, ориентируясь на учителя. Высказывает своё мнение, выслушивает мнение других членов группы. Пытается аргументировать своё мнение, обращаясь за поддержкой к учителю. Может вести диалог при поддержке учителя. В группе совместно работающих детей принимает позицию, в которой был успешен прежде (организатор, автор, понимающий), не всегда удерживает её на протяжении всей работы.

«Можно мы выполним задание в группе?»

«Может быть лучше решить задачу так? Давайте спросим у учителя»

«Этот способ лучше, правда, Елена Михайловна?»

IV – выше среднего (базовый)

При появлении познавательной или коммуникативной задачи предлагает выполнить её в группе учащихся, обосновывая необходимость групповой работы. Активно выдвигает предложения о выполнении задачи, доказывает  своё мнение. В случае необходимости разъясняет способ решения. Выслушивает версии способов решения, предлагаемых партнёрами. Вступает в диалог, может аргументировать своё  мнение, корректно высказывает  свое несогласие с мнением других. Самостоятельно выбирает позицию в групповой работе (организатор, автор, понимающий), но выбранная позиция не всегда соответствует его возможностям. Старается удерживать её на протяжении всей работы.

«Давайте решим задачу в группе, потому что …»

«Давайте решим задачу так, потому что …»

«Я предлагаю решить задачу вот так …»

«Я не согласен, потому что …»

V – повышенный